ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
(протокол от 17.06.2024 г. № 8)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________/Л.И. Пащенко /
Приказ от 17.06.2024 г. № 108
Изменения ,
вносимые в Основную образовательную программу
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Садковской основной общеобразовательной школы
(МБОУ Садковской ООШ)
1. Исключить из ООП НОО МБОУ Садковской ООШ предмет «Технология».
2. В п. 18.4. «Предметные результаты» слова по учебному предмету «Технология»
«заменить словами «По учебному предмету Труд (технология)» по всему тексту.
Планируемые результаты изложить в редакции п.167 (Федеральная рабочая программа по
учебному предмету "Труд (технология)" приказа Министерства просвещения российской
Федерации от №171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки приказа Министерства просвещения Российской Федерации
касающиеся изменения ФОП НОО, ООО и СОО»
3. П. 28 «Рабочая программа по учебному предмету «Труд(технология)»» изложить в
следующей редакции:
П. 28 «Рабочая программа по учебному предмету «Труд(технология)»
28.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее соответственно программа по труду (технологии), труд (технология)) на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные
в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих
правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, необходимых для разумной организации собственной жизни воспитание
ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического
знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как
важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном)
мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и
технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей
технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях
их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования
полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности
посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания
ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности ответственного
отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции,
активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности,
мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил
культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных
структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
технологии, профессии и производства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными
материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и другими
доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации), конструирование и
моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных
материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации);
ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами
проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности,
коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с
учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений,
построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна),
«Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции),
«Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)» – 135 часов: в 1
классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
28.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и
творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из
различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия.
Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении,
разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во
время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение
инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки
материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия,
отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на
рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических
изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности
изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и
вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с
помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной
работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от
их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка,
стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы изготовления изделий
доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз», отделение части (стекой, отрыванием),
придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы
обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и
другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки, семена, ветки).
Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом,
составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки,
соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты
и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка
прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование.
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага,
текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и
части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в
изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление
изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь
выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в
зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата (замысла).
ИКТ.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и
второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией часть
познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике),
использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема,
рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общаться как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на
вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам,
внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных
тем).
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую
инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе
анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места,
поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании
работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам
сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе
изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном
принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая
выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие).
Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом
процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов,
экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия,
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление
изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их
технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила мастера.
Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование
и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных
материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в
процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля),
формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и
другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема.
Чертёжные инструменты – линейка, угольник, циркуль. Их функциональное назначение,
конструкция. Приёмы безопасной работы колющими инструментами (циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза,
сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение
прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное
соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное
направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе
натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее
представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка).
Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая
последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание
деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания
гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных
форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему
чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных
конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных
критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в
работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок,
схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других
обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное
отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о
выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в
работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий,
осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться,
выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры.
Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие
предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного
искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов,
аналогичных используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров,
материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном
ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни
современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных
законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая
геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей
для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей
(руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов.
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов.
Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий,
сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например,
аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие),
знание приёмов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и
назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток.
Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий,
цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка
деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых
дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных
построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий
шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых
материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик,
стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки.
Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из
нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном
изделии.
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным,
декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора
«Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств,
бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов,
соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и
построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию
трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
ИКТ.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой
человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники
информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания,
персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение
основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной
информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа
с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на
вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также
графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку
(используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации
для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов
выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля
как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать
план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по результатам
работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по
деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать
за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части
работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии
технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с
определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как
универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и
другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние
современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду,
способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и
уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учётом
традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного
замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение
учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным
условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов.
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание
синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с
дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом,
особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей,
сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных
инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах тканей
(натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн
одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым
лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и её варианты
(«тамбур» и другие), её назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного
и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания
и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее
знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в
сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и
доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и
коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота.
Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма
действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота.
Презентация робота.
ИКТ.
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной
преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск
дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков
из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в программе
PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на
вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и
по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических операций,
подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить
необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку
(используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов (изделий) с
учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и
второстепенные составляющие конструкции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными
источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных
работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и доказывать свою
точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать своё
отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской
Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с
разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни
каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления праздников.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля
как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять её в
соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами
прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата деятельности,
при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли,
выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять продуктивное
сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и
пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и
пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к
сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты
форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной
культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения,
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и
других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом),
оценивать объективность информации и возможности её использования для решения
конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других
информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и
подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее
место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной
разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для
ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их
в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга,
пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание,
отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические
приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка
деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки», выделение
деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток
и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка»,
«материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за
инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и
дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды
соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий
картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон,
стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка,
резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по
линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея,
пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием,
аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под
руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их
социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж»,
«эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические
операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность,
удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать
гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных
видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного
мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции,
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную
(технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства
новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и
другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и
надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного
прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на
простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической
формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную
конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять
подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические,
конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных
и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и
способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные
техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративнохудожественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и конструктора по
заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих
и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на
основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о
творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства
(в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу)
с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов
(например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные
способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие
виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и
выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции
изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением
функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием
изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета
шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел,
осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно
представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать
идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться,
участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе.
4. Раздел III. Организационный отдел
п. 3.1.Учебный план начального общего образования
Пояснительная записка
1. Основные положения.
1.1. Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Садковской основной общеобразовательной
школы на 2022-2023 учебный год (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
1.2. Учебный план является частью образовательной программы начального общего
образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Садковской основной общеобразовательной школы, разработанной в соответствии с
ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программы начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
1.3. Учебный план для 1-4 классов разработан на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Законы:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в
ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 года
№ 992)
Постановления:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил
и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения»»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказы:
Приказ Минобрнауки России от 9.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»
Письма:
письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и
аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе для занятий физической культурой»;
письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся
общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
письмо Минобрнауки России от 30.05.2012 г. N МД-583/19 «Об особенностях медикопедагогического контроля за организацией занятий физической культурой
обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 г. № 03-205 «Методические
рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных
программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану»;
письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 г № 03-327 «О направлении
информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ);
письмо Минпросвещения России от 22.05.2023 г № 03-870 «О направлении
информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ).
Школьные документы:
Устав МБОУ Садковской ООШ (утвержден Постановлением Администрации
Веселовского района от 10.11.2015 г. № 427)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Садковской ООШ (утверждена приказом МБОУ Садковской ООШ от 03.07.2023 №91 );
Положение об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся и их
родителей (законных представителей) МБОУ Садковской ООШ (утверждено приказом
МБОУ Садковской ООШ от 07.06.2017 г. № 98).
1.4. Нормативный срок освоения программ начального общего образования - 4 года.
Обучение осуществляется по четвертям.
Продолжительность учебной недели.
−
в 1-4 классах – 5 дней;
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 недели;
во 2-4 классах – 34 недели.
1.5. В соответствии с разделом VI, таблицей 6.6 СанПиН 1.2.3685-21:
продолжительность урока для 1 класса (сентябрь-декабрь) - 35 минут, (январь-май) –
40 минут; для 2-3 классов - 40 минут.
1.6. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 7
календарных дней. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в середине
третьей четверти дополнительные недельные каникулы.
2.
Промежуточная аттестация
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии
с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 Формы
промежуточной аттестации определены локальным актом школы: «Положение о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ Садковской ООШ».
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может
проводиться письменно, устно, в других формах.
Формы письменной аттестации:
контрольная работа;
проверочная работа в форме ВПР;
диктант;
тест;
зачет и другие формы.
Формы устной аттестации:
проверка осознанного чтения ;
защита творческих работ;
собеседование и другие формы.
Решением педсовета устанавливается форма, порядок проведения, периодичность и
система оценок при промежуточной аттестации учащихся. Контрольно – измерительные
материалы для проведения всех форм промежуточной аттестации учащихся
разрабатываются учителем в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, рассматриваются на
школьном методическом объединении учителей и утверждаются приказом по школе.
В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике становятся
комплексные метапредметные работы, которые составляются из компетентностных заданий,
требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных
действий.
3.
Особенности учебного плана.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от
16.11.2022 № 992. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение».
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со
всеми учебными предметами, но особенно с литературным чтением, так как они не только
включены в единую предметную область, но и направлены на формирование и развитие
орфографической и лингвистической грамотности обучающихся.
На «Русский язык» в учебном плане в 1-4 классах отведено по 5 часов в неделю.
На «Литературное чтение» в учебном плане в 1 классе отведено 5 часов, в том числе 1
час из части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-3 классах
отведено по 4 часа в неделю. Приоритетной целью обучения литературному чтению в
начальной школе является достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности и общего речевого развития младшего школьника, осознание
себя грамотным читателем, способным к творческой деятельности.
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1
ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов
«Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом
«Иностранный язык (английский)» по 2 часа в неделю. Освоение учащимися курса
формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и
письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение
младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным
языком.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом: «Математика».
На учебный предмет «Математика» в 1-4 классах отведено по 4 часа в неделю.
Основные задачи предмета: развитие математической речи учащихся, логического и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о
компьютерной грамотности.
В процессе усвоения математического содержания ученики овладевают обобщёнными
видами деятельности: анализировать, сравнивать классифицировать математические
объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические фигуры); описывать
ситуации, используя числа, величины, арифметические действия); моделировать
математические отношения; планировать решение задачи; объяснять (пояснять,
обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур;
конструировать их модели; прогнозировать результат вычислений; строить рассуждения,
аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения,
устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ математических
объектов, выделять их существенные и несущественные признаки. Таким образом,
происходит интеграция материала по информатике в курс математики.
Предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»)
представлена учебным предметом: «Окружающий мир».
На изучение предмета «Окружающий мир» в 1–4 классах отведено п о 2 часа в
неделю. Курс является интегрированным, в его содержание дополнительно введены
развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, элементы основ
безопасности жизнедеятельности.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представлена предметом «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ),
который изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен
модуль «Основы православной культуры».
На преподавание предметов образовательной области «Искусство» в 1-4 классах
предусмотрено: «Изобразительное искусство» -1 час в неделю и «Музыка» - 1 час в неделю.
Изучение данных предметов направлено на формирование основ художественной и
музыкальной культуры, овладение практическими умениями и навыками в восприятии,
анализе и оценке произведений искусства.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд
(технология)» в 1-4 классах изучается по 1 часу в неделю.
Изучение данного предмета направлено не только на приобретение навыков
самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов,
усвоение правил техники безопасности, но и приобретение первоначальных навыков
совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и
организации.
Предметная область «Физическая культура» представлена в учебном плане
предметом «Физическая культура», на который отведено по 2 часа в неделю. образования
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312». Данный курс направлен на укрепление
здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию
обучающихся, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни. В целях выполнения Концепции развития
детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии
с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 третий час предмета «Физическая
культура» засчитывается за счет внеурочной деятельности.
3.1. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, на основании
изучения запросов участников образовательных отношений часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, распределена следующим
образом:
«Литературное чтение»:
1 час в неделю в 1 классе с целью синхронизации изучения тем в букварный период
(Обучение грамоте).
Учебный курс «Функциональная грамотность»:
1 час в неделю во 2 и 3 классах с целью развития функциональной грамотности,
готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
Учебный план начального общего образования (ФГОС -2021)
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Учебные предметы
классы
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Всего
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
5
5
–
5
4
2
5
4
2
5
4
2
20
16
6
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
–
–
–
1
1
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
Труд (технология)
1
1
Технология
Физическая культура
2
2
Физическая культура
Итого
21
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Функциональная грамотность
1
Учебные недели
33
34
Всего часов
693
782
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-дневной
21
23
учебной неделе
Максимально допустимая недельная нагрузка,
21
23
предусмотренная действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
1
1
2
22
1
1
2
23
4
4
8
87
1
34
782
23
34
782
23
2
135
3039
90
23
23
90
П. 3.2. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Календарный учебный график МБОУ Садковской ООШ
на 2024-2025 учебный год
1. Даты начала и окончания учебного года
1.1.Дата начала учебного года: 2 сентября 2024 года.
1.2. Дата окончания учебного года: 23 мая 2025 года.
2.Учебные периоды и их продолжительность:
1 класс
Учебный период/
Дата
Продолжительность
каникулы
Начало
Окончание
I четверть
02.09.2024
25.10.2024
8 недель
26.10.2024
04.11.2024
10 дней
Осенние каникулы
II четверть
05.11.2024
28.12.2024
8 недель
29.12.2024
08.01.2025
11 дней
Зимние каникулы
III четверть
09.01.2025
21.03.2025
11 недель
15.02.2025
23.02.2025
9 дней
Дополнительные
каникулы
22.03.2025
30.03.2025
9 дней
Весенние каникулы
IV четверть
31.03.2025
23.05.2025
7 недель
Продолжительность учебного года
33 учебные недели
2.-4 классы
Учебный период/
Дата
каникулы
Начало
Окончание
I четверть
02.09.2024
25.10.2024
26.10.2024
04.11.2024
Осенние каникулы
II четверть
05.11.2024
28.12.2024
29.12.2024
08.01.2025
Зимние каникулы
III четверть
09.01.2025
21.03.2025
22.03.2025
30.03.2025
Весенние каникулы
IV четверть
31.03.2025
23.05.2025
Продолжительность учебного года
Продолжительность
3. Регламентирование образовательного процесса на неделю.
8 недель
10 дней
8 недель
11 дней
11 недель
9 дней
7 недель
34 учебные недели
3.1. Продолжительность учебной недели:
- в 1-4 классах пятидневная учебная неделя;
- выходные дни - суббота, воскресенье.
3.2. Регламентирование образовательного процесса на день:
- школа работает в одну смену.
3.3. Организация промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация проводится с 07.04.2025 г. по 16.05.2025 г. без прекращения
образовательного процесса.
П. 3.2. Календарный план воспитательной работы
3.2.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы школы (НОО) на 2024-2025 уч. г.
Дела, события, мероприятия
Участники/
Сроки
Организаторы/
классы
проведения
Ответственные
Праздники
День знаний
1-4 классы
02.09.2024
Заместитель
директора по УВР,
Максимчук Т.В.
Посвящение в первоклассники
1 класс
сентябрь
Романова Л.А.
День рождения Ростовской
1-4 классы
13.09.2024
области
День учителя
1-4 классы
4.10.2024
классные
руководители
День отца в России
1-4 классы
15.10.2024
классные
руководители
День матери в России
1-4 классы
26.11.2024
классные
руководители
Новогодняя елка
1-4 классы
декабрь
классные
руководители
День Защитника Отечества
1-4 классы
21.02.2025
классные
руководители
Масленица
1-4 классы
февраль-март
классные
руководители
Международный женский
1-4 классы
07.03.2025
классные
день
руководители
День Победы
1-4 классы
09.05.2025
Заместитель
директора по УВР,
классные
руководители
Прощание с букварем
1 класс
апрель
Кривошеева Л.П.