Положение о РП АОП УО (ИН)_2024_МБОУ Садковская ООШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садковская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Садковская ООШ)
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом совете
Протокол от 30.08.2024 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Л.И. Пащенко
Приказ от 02.09.2024 № 157

ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
реализуемых в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1.

Общие положения

1.1.
Настоящее Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
реализуемых в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Садковской ООШ (далее –
Положение) является локальным нормативным актом и представляет собой методические указания
по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей и определяет структуру,
общее содержание разделов, порядок оформления, согласования и утверждения рабочей программы,
как составной части адаптированной основной общеобразовательной программы ОО, регулирует
оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных
предметов, курсов, модулей в МБОУ Садковской ООШ (далее – ОО).
1.2.
Настоящее Положение разработано на основании:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 г. № 69 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 г. № 1063 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. N 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
 Устава МБОУ Садковской ООШ.
1.3.
Рабочие программы учебного предмета, курса, модуля – это нормативно-правовой документ,
обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к
минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
определенными
федерального
государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по конкретному
учебному предмету,, курсу, модулю учебного плана ОО. Разработка рабочей программы относится к
компетенции образовательной организации и осуществляется педагогическим работником или
группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности
методического, информационного и технического обеспечения образовательной деятельности,
уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах)
школы.
1.4.
Рабочая программа выполняет следующие функции:
 обеспечение реализации в полном объеме адаптированной основной общеобразовательной

программы в соответствии с календарным учебным графиком;
 обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования;
 создание условий для реализации дифференцированного и деятельностного подходов к
обучению;
 обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
 определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета, курса, модуля с учетом
целей, задач и особенностей образовательной деятельности ОО и контингента обучающихся;
 приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
1.5.
Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и
мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются
должностной инструкцией педагогического работника.
1.6.
Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно, до
замены его новым положением.
2.
Цель и задачи рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей
2.1.
Цель рабочей программы учебного предмета, курса, модуля – создание условий для
планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебному
предмету, курсу, модулю. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей
должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения адаптированной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), при этом планируемые результаты должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФАООП УО.
2.2.
Задачами рабочих программ, как условиями достижения цели, является:
 определение содержания, объема, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным
предметам, курсам, модулям;
 конкретизация действующей адаптированной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по содержанию,
объему, порядку изучения учебного предмета с учетом особенностей учебно-коррекционного
процесса ОО и контингента обучающихся;
 представление о практической реализации компонентов, адаптированной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) при изучении конкретного учебного предмета, курса, модуля;
 учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на ступенях начального и основного общего образования,
включая образовательные потребности инвалидов.
2.3.
Для детей, обучающихся на дому, разрабатывается индивидуальные (личностноориентированные) рабочие программы по предметам индивидуального учебного плана.
3.
Функции рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей
3.1.
К основным функциям разработки и реализации рабочих программ учебных предметов,
курсов, модулей относятся: нормативная, целеполагания, процессуальная, нормирующая, оценочная.
3.2.
Нормативная функция определяет, что рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей являются локальным нормативным актом ОО, обязательным для выполнения в полном
объеме.
3.3.
Функция целеполагания определяет ценности и цели, которые реализуются в преподавании
учебных предметов, курсов, модулей.
3.4.
Нормирующая функция определяет содержание учебного материала, то есть фиксирует состав
элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися на достаточном (минимальном)
уровне.
3.5.
Процессуальная функция определяет логическую последовательность усвоения учебных
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения.
3.6.
Оценочная функция выявляет уровни усвоения учебных элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

4.
Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов
4.1.
Рабочая программа разрабатывается педагогическим работником в соответствии с его
компетенцией.
4.2.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей определяется
требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.3.
При определении содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей
используются положения адаптированной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.4.
Основными принципами разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей
являются:
 соответствие содержания и технологий обучения миссии ОО;
 преемственность содержания и технологий обучения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по годам и уровням образования;
 оптимальное распределение учебного материала по годам обучения, обеспечивающее
достижение требований федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 коррекционная направленность обучения и воспитания.
4.5.
В обязательном порядке при реализации варианта 1 АООП УО непосредственно применяются
федеральные рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык», «Чтение» на I этапе
обучения по АООП; «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)», «География», «Мир
истории», «История Отечества» на II этапе обучения. При этом федеральные рабочие программы
по остальным учебным предметам, курсам, модулям используются в качестве основы для разработки
педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации изучения
предмета, курса, модуля.
4.6.
Рабочие программы разрабатываются по учебному предмету, курсу, модулю входящему в
учебный план адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.7.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей могут корректироваться перед
началом учебного года, учебной четверти.
5.
Структура и оформление рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей
5.1.
Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований
ФГОС УО, ФАООП УО и локальных нормативных актов ОО.
5.2.
Рабочая программа должна содержать следующие обязательные компоненты:
 титульный лист;
 пояснительная записка;
 содержание обучения;
 планируемые результаты;
 тематическое планирование;
 календарно-тематическое планирование.
5.5.
Раздел «Пояснительная записка» включает:
 перечень нормативных правовых актов, регламентирующих разработку рабочей программы
учебного предмета, курса, модуля;
 цель и задачи обучения;
 место учебного предмета, курса, модуля в учебном плане ОО.
5.6.
Раздел «Содержание обучения» включает:
 краткую характеристику содержания
учебного
предмета,
модуля
по
каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС УО;
 ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения (если актуально).
5.7.
Раздел «Планируемые результаты» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной

№

Наименование разделов и тем программы

Кол-во
часов

записки АООП УО соответствующего уровня общего образования исходя из требований ФАООП и
ФГОС УО. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат
оценке их достижения обучающимися.
В разделе кратко фиксируются:
 требования к личностным и предметным результатам;
 система оценки достижений.
5.8.
Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из следующих
колонок:
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

5.9.
Раздел «Календарно - тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей
из следующих колонок:
№ урока
Тема
Дата
Раздел «Календарно - тематическое планирование» обновляется и утверждается ежегодно в
соответствии с календарным учебным графиком
5.10. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания. Модуль
«Школьный урок» реализуется в урочной деятельности через:
 установление доверительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих
позитивному их восприятию требований и просьб учителя, привлечению внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, выработки
своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактических игр; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 выявление наиболее способных обучающихся, привлечение их для проведения предметных
недель и участия в предметных олимпиадах с целью стимулирования углубленного изучения
предмета.
Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими способами из
предложенных ниже (по выбору педагога):
 тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания;
 определение воспитательных задач, решаемых при реализации программы по учебному
предмету;
 указание форм организации деятельности обучающихся, отличных от урочных.
6.
Согласование и утверждение рабочих программ учебных предметов, курсов
6.1.
Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью АОП и ее
утверждение регламентируется ЛНА ОО.
6.2.
Календарно – тематическое планирование (далее - КТП) рабочей программы учебного

предмета, курса утверждается ежегодно до начала учебного года, но не позднее 1 сентября.
6.3.
Для утверждения КТП необходимы следующие процедуры:
 обсуждение и рассмотрение КТП рабочей программы учебного предмета, курса на заседании
школьного методического объединения с обязательной записью в протоколе факта соответствия
программы установленным требованиям;
 согласование КТП рабочей программы учебного предмета, курса методическим советом.
6.4.
При несоответствии рабочих программ учебных предметов, курсов требованиям,
установленным данным Положением, руководитель методического объединения учителей
направляет её на доработку с указанием конкретного срока исправления замечаний.
6.5.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в КТП рабочей программы, должны быть
согласованы с методическим объединением, с заместителем директора по учебно-воспитательной
работе.
7.
Срок действия и хранение рабочих программ учебных предметов, курсов
7.1.
КТП рабочих программ хранятся у заместителя директора по учебно- воспитательной работе
в электронном виде, у педагога, реализующего преподавание данного учебного предмета, курса на
бумажном носителе.
7.2.
Срок действия КТП рабочих программ учебных предметов, курсов – 1 год.
8.
Контроль реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей
8.1.
Контроль реализации рабочих программ учебных предметов, курсов осуществляется
администрацией ОО в соответствии с планом контрольно-оценочной деятельности.
9.
Права и ответственность
9.1.
Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой ОО. Содержание и планируемые
результаты разработанной педагогическим работником адаптированной рабочей программы
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы.
9.2.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями) ОО несет ответственность за реализацию не в полном объеме
образовательных программ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».