Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садковская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Садковская ООШ)
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом совете
Протокол от 30.08.2024 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Л.И. Пащенко
Приказ от 02.09.2024 № 157
Положение
о контрольно-оценочной деятельности
в МБОУ Садковской ООШ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,
Уставом общеобразовательного учреждения и регламентирует содержание и порядок
проведения контрольно-оценочной деятельности (КОД) администрацией.
1.2. Контрольно-оценочная деятельность (КОД) – источник информации для диагностики
состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности учреждения.
Под КОД понимается проведение членами администрации школы наблюдений,
обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей
компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативных
правовых актов в сфере образования.
1.3. Основу КОД составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на
демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательного
процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью
совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства.
1.4. Директор, заместитель директора вправе осуществлять КОД результатов деятельности
педагогических работников по вопросам:
соблюдение законодательства РФ и государственной политики в сфере образования по
обеспечению доступности, качества и эффективности образования;
реализация ФГОС НОО, ООО;
реализация основных общеобразовательных программ НОО, ООО и учебных планов;
использование методического и информационного обеспечения в образовательном
процессе;
соблюдение порядка проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации
обучающихся, внешних оценочных процедур, текущего контроля успеваемости;
соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
школы;
другие вопросы в рамках компетенции администрации школы.
1.5. В данное положение о КОД педагогическим советом могут вноситься изменения и (или)
дополнения.
2. Цель, задачи, направления КОД
2.1. Целью контрольно-оценочной деятельности является совершенствование деятельности
образовательного учреждения, в т. ч. улучшение качества образования и воспитания;
повышение профессионализма педагогических работников.
2.2. Задачи контрольно-оценочной деятельности:
выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных
правовых актов в области образования и принятие мер по их предупреждению;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических
работников;
выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного
процесса и разработка предложений по их устранению;
анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе;
оказание методической помощи педагогическим работникам;
2.3 Задачи контрольно-оценочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, ООО:
выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной
образовательной программы (ООП/АОП) нормативным требованиям ФГОС;
оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы конкретной ступени образования;
2
анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по
реализации ООП/АОП для своевременного оказания им методической помощи, в том
числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС;
информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений,
обоснованное прогнозирование образовательного процесса.
2.4. Направления контроля:
контроль
результатов
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы/адаптированной основной образовательной программы соответствующей
ступени обучения;
контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной
программы/адаптированной основной образовательной программы (и вносимых в нее
изменений) требованиям ФГОС;
контроль условий реализации основной образовательной программы/адаптированной
основной
образовательной
программы
(кадровых,
материально-технических,
педагогических, информационно- методических и других).
3. Функции КОД
3.1. Сформулированные цели и задачи контрольно-оценочной деятельности позволяют
определить функции КОД в условиях введения ФГОС:
информационно-аналитическая - получение информации о состоянии образовательного
процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия
целесообразных управленческих решений;
контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального положения
дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения
основной образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС);
коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной информации
и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы, содержание
образования и используемые педагогические технологии; получение обратной связи;
стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент развития
профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего
развития обучающихся
планово-организационная – составление (разработка, структурирование) плана
контрольно-оценочной деятельности и графика его реализации.
4. Виды и методы КОД
4.1. При оценке деятельности педагога в ходе КОД учитывается:
выполнение
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
соответствующего уровня образования в полном объеме (прохождение материала в
соответствии с основными образовательными программами, проведение практических
работ, контрольных работ, мониторинговых исследований, экскурсий и др.);
уровень сформированности УУД;
уровень сформированности ключевых компетентностей;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержания учебного материала (подбор дополнительной литературы,
информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение
обучающимися системы знаний);
способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю
за результатами педагогической деятельности; – умение корректировать свою
3
деятельность;
умение обобщать, систематизировать свой опыт.
4.2. Виды контроля:
тематический,
классно-обобщающий,
фронтальный,
персональный,
комплексный,
документальный.
№ Вид КОД
Основное содержание КОД
1
Тематический
Работа коллектива, части коллектива над определённой
темой, проблемой.
Уровень сформированности УУД обучающихся.
2
Классно-обобщающий
Уровень сформированности ключевых компетентностей,
воспитанности
3
Фронтальный
Состояние преподавания отдельных предметов во всех
классах, части классов. Состояние работы педагогов во всех
классах или части классов.
4
Персональный
Продуктивность преподавательской деятельности,
методический уровень педагога.
5
Комплексный
Проверка двух и более направлений деятельности
6
Документальный
Изучение документации
4.3. Методы контроля за деятельностью педагога:
анкетирование;
тестирование;
опрос;
собеседование;
наблюдение;
изучение документации;
анализ уроков;
беседа;
результаты деятельности обучающихся.
4.4. Методы контроля за результатами образовательной деятельности:
наблюдение;
устная проверка знаний;
письменная проверка
знаний ( комплексные проверочные работы);
комбинированная проверка;
беседа, анкетирование, тестирование;
проверка документации.
4.5. К формам и методам контроля (изучение состояния документации) добавляется
возможность его проведения на основании сформированных в Электронном журнале (далее
ЭШ) отчетов. Планируются следующие темы контроля, которые будут проводиться через
отчеты ЭШ:
проверка своевременности отражения в журнале занятий;
проверка своевременности выставления отметок;
проверка отражения посещаемости занятий;
проверка выполнения учебной программы;
4
проверка заполнения раздела домашних заданий;
проверка домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся,
требованиям по содержанию и объему.
Администрация имеет возможность получить из ЭШ аналитическую и статистическую
отчетности об уровне освоения обучающимися основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования:
Наряду с традиционными методами контрольно-оценочной деятельности (изучение
школьной документации, административная контрольная работа, наблюдение и анализ
учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.), в условиях ФГОС применяются такие
методы, как:
диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся;
использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и
письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки);
диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста;
социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их
родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного
процесса, кейс-метод и другие.
5. Порядок организации, осуществления и подведения итогов КОД
5.1. КОД может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга, проведения административных работ.
КОД в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом
контрольно-оценочной деятельности, который является частью плана работы школы на
учебный год. План КОД доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного
года на педагогическом совете. КОД в виде оперативных проверок осуществляется в целях
установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
обучающихся и (или) их родителей, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в
отношениях между участниками образовательного процесса.
КОД в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ
информации о школе и результатах образовательного процесса для эффективного решения
задач управления качеством образования.
КОД в виде административной работы осуществляется директором школы или его
заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в
рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
5.2. Основания для осуществления КОД:
заявление педагогического работника на аттестацию;
план КОД;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования.
5.3. Правила осуществления КОД:
КОД осуществляет директор школы и заместитель по учебно- воспитательной работе;
при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и сведений о
нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей, может издаваться
приказ о вынесении дисциплинарного взыскания;
плановые проверки проводятся в соответствии с планом;
продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае;
члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую
информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету КОД;
экспертные опросы и анкетирование учащихся проводятся только в необходимых случаях;
при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя,
если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор и его заместитель по учебно-5
воспитательной работе посещают уроки учителей школы с предварительным
предупреждением не позднее чем за 2–3 урока. В случае установления цели контроля о
готовности класса и учителя к уроку – без предварительного предупреждения;
5.4. Заместитель директора по УВР :
осуществляют непосредственное руководство с системой работы в общеобразовательной
организации по ведению электронных журналов;
осуществляют систематический контроль правильности оформления электронных журналов,
оформляя итоги проверки в виде справки (не реже 1 раза в два месяца).
5.5.
Результаты КОД оформляются в виде справки. Итоговый материал должен
содержать цели КОД, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при
необходимости предложения. По итогам КОД в зависимости от его целей, а также с учетом
реального положения дел проводятся заседания педагогического совета, совещания при
директоре.
5.6.
Директор школы по результатам КОД принимает следующие решения:
об обсуждении итоговых материалов КОД;
о проведении повторного контроля;
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием приказа;
о поощрении работников с изданием приказа;
иные решения в пределах своей компетенции.
5.7. К формам обсуждения результатов контроля можно отнести: собеседование;
рассмотрение полученной информации на педагогическом совете, совещании при директоре;
обсуждение итогов в ходе работы методического объединения и другие.
6. Характеристика видов контроля
6.1.
Персональный контроль
6.1.1. Персональный контроль направлен на изучение педагогической деятельности отдельного
педагога.
6.1.2. В ходе персонального контроля изучается:
знание педагогом современных достижений психологической и педагогической науки;
уровень профессионального мастерства;
владение различными формами и методами обучения, инновационными педагогическими и
информационно-коммуникационными технологиями;
результаты учебно-воспитательной деятельности.
результаты методической деятельности.
6.1.3. При осуществлении персонального контроля руководитель ОУ имеет право:
знакомиться с документацией, которую ведет педагог в соответствии с функциональными
обязанностями (рабочими программами, планами воспитательной работы, поурочными
планами (конспектами), протоколами родительских собраний);
изучать практическую деятельность педагога через посещение уроков, внеклассных
мероприятий, занятий кружков, проверку тетрадей, дневников обучающихся и т. д.;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной
информации;
проводить социологические, педагогические исследования, в т. ч. в форме анкетирования и
тестирование родителей и педагогов;
делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения контроля.
6.1.4. Проверяемый педагог имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
6
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в ППО ОУ или в вышестоящие органы при несогласии с результатами контроля;
6.1.5. По результатам персонального контроля деятельности педагога оформляется справка.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при
необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников
школы в течение 20 дней с момента завершения проверки.
6.2.
Классно-обобщающий контроль
6.2.1. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии
образовательного процесса в конкретном классе или параллели.
6.2.2. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается:
уровень знаний и воспитанности обучающихся;
качество преподавания;
качество работы классного руководителя.
6.2.3. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам
проблемно-ориентированного анализа по итогам четверти, полугодия или учебного года.
6.2.4. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в
соответствии с выявленными проблемами.
6.2.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и
методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом
работы школы.
6.2.6. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини- педсоветы, совещания
при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
6.3.
Тематический контроль
6.3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.
6.3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации,
дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня
сформированности умений и навыков, активизации познавательной деятельности
обучающихся и другие вопросы.
6.3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по
конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии
развивающего обучения, новых форм и методов работы.
6.3.4. В ходе тематического контроля:
проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя,
руководителей кружков, учащихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий
кружков; анализ школьной и классной документации.
6.3.5. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
6.3.6. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на
заседаниях совещаниях при директоре или заместителях.
6.3.7. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на
совершенствование образовательного процесса и повышение качества знаний, уровня
воспитанности и развития учащихся.
6.3.8. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним
документом.
6.4.
Обзорный контроль
6.6.1 Обзорный контроль проводится с целью проверки:
обеспеченности учащихся учебной литературой,
состояние школьной документации,
состояние учебных кабинетов,
7
контроль календарно-тематического планирования и программ; выполнение программ и
минимума контрольных проверочных и лабораторных работ по всем предметам;
организация индивидуального обучения;
посещаемость занятий учащимися;
работа с отстающими и «трудными» учащимися;
формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе,
состояние преподавания отдельных предметов;
организация физкультурно-оздоровительной работы; состояние охраны труда и техники
безопасности; обеспеченность учащихся питанием.
6.5.
Промежуточный контроль знаний учащихся
6.5.1. Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения обучающихся,
осуществляемый по окончании четверти на основе результатов текущего контроля.
6.5.2. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по
предметам, включенным в этот план.
6.5.3. Отметка учащихся за четверть выставляется на основе не менее трех отметок за
письменные работы и устные ответы обучающихся и с учетом их фактических знаний,
умений и навыков.
6.6.
Итоговый контроль знаний учащихся
6.6.1. Итоговый контроль проводится с целью повышения ответственности каждого педагога за
результаты труда, за степень освоения каждым учащимся образовательных программ
соответствующего образовательного уровня в соответствии с государственными
стандартами, федеральными государственными стандартами.
6.6.2. Формы итогового контроля: собеседование, тестирование, итоговые контрольные работы
и т.д.
6.6.3. Тесты и контрольные работы составляются с учетом изученного материала в соответствии
с программным материалом и стандартами.
7. Периодичность посещения уроков (занятий внеурочной деятельности, элективных
курсов, курсов по выбору) администрацией
7.1.
Непосредственный контроль деятельности образовательного учреждения - КОД,
осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении
обязанностей или должностными инструкциями.
7.2. Каждый из работников образовательного учреждения, на которых возложена
ответственность за осуществление контрольно-оценочной деятельности, планирует свою
работу таким образом, чтобы иметь возможность еженедельно, кроме контрольных недель,
посетить уроки (занятий внеурочной деятельности, элективных курсов, курсов по выбору). При
этом большая часть рабочего времени должна быть отведена документальному изучению
результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное
планирование, анализ освоения образовательных программ).
8