Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садковская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Садковская ООШ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Садковской ООШ
___________ Пащенко Л.И.
Приказ от 29.08.2025 г. № 118
МОДЕЛЬ
многоуровневого упра вления развитием школьной системы инклюзивного образования
МБОУ Садковской ООШ
2025г.
Полное
наименование
Модели
Модель в рамках которой
осуществляется научнометодическая
и
методическая
деятельность
Разработчик Модели
Основание
для
разработки
программы/нормативные
документы
ПАСПОРТ МОДЕЛИ
Муниципальная модель многоуровневого управления развитием
системы инклюзивного образования МБОУ Садковской ООШ
Уровень
образовательной
организации:
организационное,
материально-техническое и кадровое обеспечение инклюзивного
образования в сотрудничестве с государственными и общественными
организациями.
Администрация МБОУ Садковской ООШ
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» Направлен на обеспечение права каждого
человека на образование в течение всей жизни с учётом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья;
- Приказы Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026,
№1023 и №1022. Утверждают федеральные адаптированные
образовательные программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), начальным общим
и дошкольным образованием с ограниченными возможностями
здоровья.
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
- Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении
положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Реквизиты
правового Приказ МБОУ Садковской ООШ от 29.08.2025 № 118
акта,
утверждающего
Модель
Цель Модели
«Обеспечение бесшовной инклюзивной образовательной среды в
МБОУ Садковской ООШ, обеспечивающей доступное и качественное
образование детей с особыми образовательными потребностями:
детей с ОВЗ, с инвалидностью, одаренных, мигрантов, билингов»
Задачи Модели
.Создать условия в МБОУ Садковской ООШ в соответствии с ФГОС
детей с особыми образовательными потребностями
Сроки апробации
Компоненты управления
2.Совершенствовать и развивать систему ранней помощи детям от 2-х
до 3-х лет.
3.Обеспечить вариативность образования для данной категории
обучающихся.
4.Развивать систему профориентационной работы в рамках
федерального проекта «Билет в будущее».
5.Совершенствовать работу службы психолого-педагогической,
методической и консультативной помощи родителям.
6.Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов,
специалистов, участвующих в сопровождении детей в инклюзивном
образовательном пространстве МБОУ Садковской ООШ
7.Формировать инклюзивную культуру участников образовательных
отношений.
с 01 сентября 2025 года
1)
Целевой.
2)
Функционально-содержательный.
3)
Организационный.
4)
Аналитико-результативный.
Введение
Школьная модель инклюзивного образования является неотъемлемой частью муниципальной
модели многоуровневого управления развитием системы инклюзивного образования
Веселовского района. Уровень образовательной организации обеспечивает организационное,
материально-техническое и кадровое обеспечение инклюзивного образования в сотрудничестве с
государственными и общественными организациями.
Нормативным основанием разработки модели являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Направлен на обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни с
учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья.
Приказы Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026, №1023 и №1022.
Утверждают федеральные адаптированные образовательные программы для обучающихся
с нарушением интеллекта, начальным общим и дошкольным образованием с
ограниченными возможностями здоровья.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
В связи с тем, что для организации обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья требуется создание наиболее вариативного спектра условий, в дальнейшем, при
описании модели, будут упоминаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
Модель направлена на реализацию следующих направлений:
формирование инклюзивной культуры общества;
создание универсальной безбарьерной среды;
обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ в МБОУ Садковской
ООШ (далее – школа);
обеспечение комплексного сопровождения детей с ОВЗ;
развитие системы ранней помощи;
создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;
формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования;
-совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников,
специалистов сопровождения школы.
Компонентами школьной модели многоуровневого управления развитием системы
инклюзивного образования МБОУ Садковской ООШ выделены:
1. Целевой.
2. Функционально-содержательный.
3. Организационный.
4. Аналитико-результативный.
Схематично модель многоуровневого управления развитием школьной системы
инклюзивного образования представлено в приложении №1.
Анализ состояния организации инклюзивного образования
Характеристика детей
В МБОУ Садковской ООШ на 01.09.2025 года обучается 39 человек , из них 2 человека с
ОВЗ и инвалидностью:
по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта
(вариант 1) – 1 человек;
по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического
развития (вариант 7.2) – 1 чел. ;
С обучающимися, детьми-инвалидами, проводятся мероприятия психолого-педагогической
коррекции и реабилитации. Данные услуги оказывают специалисты образовательных организаций:
педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды.
Понятия «ограниченные возможности здоровья», «особые образовательные потребности».
Особыми можно назвать образовательные потребности одаренных детей, детей с нарушениями в
поведении, педагогически запущенных детей, леворуких детей, детей с инвалидностью,
нуждающихся в индивидуальных образовательных маршрутах. В инклюзивное образовательное
пространство МБОУ Садковской ООШ входят различные категории обучающихся. Все дети,
несмотря на свои физические, психические, интеллектуальные и иные особенности, включены в
общую систему образования - они обучаются и воспитываются вместе со своими сверстниками в
школе, где необходимо учитывать их особые образовательные потребности и оказывать
необходимую специальную поддержку.
Характеристика педагогических кадров
Главное в обеспечении инклюзии –это создание комфортной коррекционно-развивающей
среды для обучающихся, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, а так же
в специалистах, которые с этими детьми учатся работать постепенно.
В МБОУ Садковской ООШ с детьми ОВЗ работают 5 педагогических работников, которые
в обязательном порядке прошли курсовую подготовку. В школе создан и функционирует
психолого-педагогический консилиум (ППК).
Материально-техническое оснащение – наличие необходимых специальных условий для детей с
особыми образовательными потребностями
В МБОУ Садковской ООШ проведена паспортизация школы с составлением паспорта
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
Паспорт оформлен и согласован в установленном порядке. План реализуется в соответствии с
утвержденными сроками в условиях предусмотренного бюджета.
Во всех образовательных организациях Веселовского района осуществляется планомерная работа
по созданию здоровьесберегающей среды. Имеется современная материальная, учебнометодическая и кадровая база, позволяющая в полном объеме проводить мероприятия по
оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников. Функционируют психологопедагогические консилиумы, разработаны комплексные программы по здоровьесбережению;
внедряются здоровьсберегающие технологии; организована физкультурно-оздоровительная,
спортивно-массовая, профилактическая работа; используется специальное оборудование для
организации оздоровительной деятельности; организована система просветительской и
методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и
безопасного образа жизни.
1. Целевой компонент модели
Для решения обозначенных проблем разработана школьная модель управления развитием
инклюзивного образования.
Целью школьной системы образования является обеспечение бесшовной инклюзивной
образовательной среды в школе, обеспечивающей доступное и качественное образование детей с
особыми образовательными потребностями: детей с ОВЗ, с инвалидностью, одаренных, мигрантов,
билингов».
Достижение цели через решение следующих задач:
1.Создать условия в МБОУ Садковской ООШ, в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ.
2.Совершенствовать и развивать систему ранней помощи детям от 2-х до 3-х лет.
3.Обеспечить вариативность образования для данной категории обучающихся.
4.Развивать систему профориентационной работы в рамках федерального проекта «Билет в
будущее».
5.Совершенствовать работу службы психолого-педагогической, методической и консультативной
помощи родителям.
6.Совершенствовать профессиональную компетентность руководителей образовательных
организаций, педагогов, специалистов, участвующих в сопровождении детей в инклюзивном
образовательном МБОУ Садковской ООШ.
7.Формировать инклюзивную культуру участников образовательных отношений.
Таблица №1
1.1.Структура и содержание целевого компонента модели
Уровни
Общеобразовательная организация
Первичный детский коллектив
управления
Цель: Обеспечение бесшовной инклюзивной образовательной среды в Веселовском районе,
обеспечивающей доступное и качественное образование детей с особыми образовательными
потребностями: детей с ОВЗ, с инвалидностью, одаренных, мигрантов, билингов»
Задачи
Преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на
пути приобщения обучающихся с ОВЗ к общему образованию, введение его
в культуру, приобщение к жизни в социуме
Создание
материально-технических, Формирование в детском коллективе
организационных, кадровых условий для взаимоуважения, создание условий
реализации
инклюзии,
психолого- для
самореализации
каждого
педагогического
сопровождения ребенка
обучающихся с ОВЗ
Подходы
Системный, социокультурный
Программно-целевой,
проектный, Индивидуальный,
субъектнодеятельностный,
интегративный, ориентированный
вариативный, институционный
Социального
партнерства
и
сотрудничества
демократизации,
преемственности, системности
Командного взаимодействия субъектов, Ценностного
и
толерантного
индивидуализации,
интеграции, отношения к детям, субъектности,
Принципы
использования ресурсов социума
развития
позитивных
межличностных
отношений,
приоритет
социализации,
сотрудничества с семьей
2. Функционально-содержательный компонент модели
правление моделью осуществляет администрация МБОУ Садковской ООШ.
етодический совет и Совет профилактики осуществляют методическое сопровождение
реализации модели.
Механизм управления развития инклюзивного образования на уровне образовательной
организации обеспечивается с учетом создания специальных условий для обеспечения
индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ, предоставления выбора форм
получения образования и обучения, реализации образовательных программ, в т.ч. адаптированных
Таблица №2.
2.1.Структура и содержание функционально-содержательногокомпонента модели
Уровни
Общеобразовательная организация
Первичный детский
управления
коллектив
Функции
Целеполагания, стимулирующая, координирующая, контролирующая,
аналитическая
Организационная, информационная, планово- Регулятивно-коррекционная,
прогностическая
поддержки ребенка и семьи
Направления Диагностическое, координация взаимодействия; научно-методическое
деятельности обеспечение профессионального развития педагогов (курсы повышения
квалификации, семинары, конференции, открытые сессии, нетворкинги)
Взаимодействие педагогов и специалистов, Социализация и адаптация,
психолого-педагогическое сопровождение
взаимодействие
с
родителями
Виды
Нормативно-правовое обеспечение, проектирование, планирование,
анализ
деятельности
Инновационная, исследовательская,
Учебная,
воспитательная,
консультационная
здоровьесбережения
3. Организационный компонент модели
Организационный компонент модели связан с обеспечением выявленных выше условий, а
также включает средства их создания, которые представлены в таблице №3. Для этого
используются общие формы: совещание, конференция, семинар, проблемная группа; общие
методы: педагогическое наблюдение, проблемная ситуация, рефлексия, сравнение, сопоставление,
анализ и др. Они применяются на всех уровнях управления развитием муниципальной системы
инклюзивного образования. Проектные технологии, кооперативное обучение и др. способствуют
конструктивному взаимодействию на всех уровнях управления, позволяют выбрать оптимальный
способ деятельности для достижения общих целей и задач.
Таблица №3.
3.1.Структура и содержание организационного компонента модели
Уровни
управле
ния
Общеобразовательная организация
Первичный детский коллектив
Организационно-педагогические условия
1.
Мониторинг результативности
2.
Многоуровневое проектирование
3.
Непрерывная подготовка педагогов к работе в условиях ИО
4.
Научно-методическое обеспечение
5.
Взаимодействие и координация
Организационно-педагогические средства
Совещание, конференция, семинар, проблемная группа
Педсовет, собрание, методический совет, Заседание малого педколлектива,
Формы
демонстрация позитивных инклюзивных индивидуальная
консультация,
практик, дискуссия
родительское собрание, дискуссия
Методы
Сравнение, сопоставление, анализ, рефлексия
Мотивация, организационных изменений,
Контроль, инструктирование
контроль
Технологии
Проектные технологии, кооперативное обучение
(образовательное сотрудничество)
Междисциплинарного взаимодействия,
поддержки педагогических инициатив
Субъектно-ориентированные,
дифференцированное обучения,
информационные
Условиями многоуровневого управления развитием школьной системы инклюзивного
образования являются мониторинг управления развитием инклюзивных процессов в школе и
первичном коллективе, позволяющий отследить:
положительную и отрицательную динамику инклюзивных процессов, выявить актуальные
проблемы;
проектирование в процессе сетевого взаимодействия с субъектами муниципального уровня
мероприятий, решающих задачи построения муниципального инклюзивного образования;
непрерывную подготовку педагогических кадров, обеспечивающую подготовленность
педагогов к решению новых профессиональных задач;
научно-методическое обеспечение, способствующее профессиональному развитию и
саморазвитию педагогов школы.
4. Аналитико-результативный компонент
Эффективность школьной модели инклюзивного образования можно увидеть через достижение
планируемых результатов.
Планируемые результаты:
Наличие модели инклюзивного образования;
Наличие доступной среды для обеспечения качественного образовательного и
коррекционного процесса;
Наличие комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и их
семей;
Сформированность у педагогов профессиональных компетенций по вопросам инклюзивного
образования;
Организация взаимодействия ОО с социальными партнерами для решения вопросов,
касающихся обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, а также их родителей (законных
представителей), учителей и педагогов, реализующих программы коррекционноразвивающей направленности;
Целевые показатели:
Увеличение доли детей с ОВЗ, обучающихся совместно с нормально развивающимися
сверстниками в инклюзивных условиях в школе, от общего числа обучающихся с ОВЗ;
Увеличение доли детей с ОВЗ, вовлеченных в систему дополнительного образования детей;
Увеличение доли детей с ОВЗ, принявших участие в мероприятиях по профессиональной
ориентации;
Количество реализованных мероприятий по профессиональной ориентации с участием детей
с ОВЗ;
Увеличение доли педагогических работников и специалистов образовательных организаций,
освоивших программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по
проблемам инклюзивного образования;
Увеличение доли волонтеров из числа нормально развивающихся сверстников детей с ОВЗ,
вовлеченных в организацию и проведение мероприятий разного уровня и направленности
(праздников, творческих мастерских, спортивных состязаний, конкурсов талантов,
фестивалей и других мероприятий) с участием детей с ОВЗ;
Увеличение доли детей с ОВЗ, охваченных ранней помощью, от общего числа детей с ОВЗ
в возрасте от 0 до 3 лет;
Увеличение доли специалистов, осуществляющих обеспечение своевременной
коррекционной помощью детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 3 лет;
Количество общественных организаций и родительских организаций, принявших участие в
решении вопросов развития инклюзивного образования;
Количество освещенных в средствах массовой информации практик и мероприятий
инклюзивной направленности;
Количество реализованных социальных проектов, акций (в том числе межведомственного
характера), направленных на включение детей с ОВЗ и их семей в культурнообразовательное пространство Веселовского района.