Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садковская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом совете
Протокол от 30.08.2024 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Л.И. Пащенко
Приказ от 02.09.2024 № 157
ПОЛОЖЕНИЕ
о безотметочной системе оценивания
предметных результатов
по учебным предметам
«Изобразительное искусство» и «Музыка
в МБОУ Садковской ООШ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.
2.3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
1. Общие положения
Настоящее Положение о безотметочной системе оценивания предметного результата по
учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» регламентирует порядок
оценивания по вышеназванным предметам в МБОУ Садковской ООШ (далее – школе).
Положение о безотметочной системе оценивания предметных результатов по учебным
предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» разработано на основании письма
Министерства образования Российской Федерации от 3 октября 2003 г. № 13-51-237/13 "О
введении безотметочного обучения по физической культуре,
изобразительному
искусству, музыке", приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и
среднем общем образовании и их дубликатов» от 05.10.2020г. № 546.
Безотметочным называется обучение, при котором отсутствует отметка как форма
количественного выражения результата оценочной деятельности.
Содержательный контроль и оценка отражают, прежде всего, качественный результат
процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения обучающимся
знаний по предметам, но и динамикой изменения уровня его психического, физического
и интеллектуального развития.
2. Порядок введения безотметочного обучения
Вводится безотметочное обучение с целью: осуществления гуманистических подходов к
обучению и воспитанию обучающихся, возможности оценки личных достижений по
данным учебным предметам и развития у обучающихся самостоятельности учебных
действий.
Безотметочное обучение (зачётная система) осуществляется:
со 2 класса по 7 класс по предмету «Изобразительное искусство»;
со 2 класса по 8 класс по предмету «Музыка».
Безотметочное оценивание по учебным предметам «Изобразительное искусство» и
«Музыка» используется в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
3. Основные принципы безотметочного обучения
Критериальность – в основу содержательного контроля и оценки положены однозначные
и предельно четкие критерии, выработанные совместно с обучающимися.
Приоритет самооценки – заключается в формировании способности обучающихся
самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности. Для выработки
адекватной самооценки необходимо осуществлять сравнение двух самооценок обучаемых
– прогностической и ретроспективной (оценки предстоящей и выполненной работы).
Самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя.
Непрерывность – учитывает непрерывный характер процесса обучения и предполагает
переход от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к
оцениванию процесса движения к нему. При этом обучающийся получает право на
ошибку, исправление которой считается прогрессом в обучении.
Гибкость и вариативность инструментария оценки – подразумевает использование
разнообразных видов оценочных шкал, позволяющих гибко реагировать на прогресс или
регресс в успеваемости и развитии обучающегося.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки: качественная
составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет
отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в
группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль
мышления и т.д.
Количественная – позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений
обучающихся, сравнивать настоящие успехи обучающегося с его предыдущими
достижениями, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную
и общую картину динамики развития каждого обучающегося с учетом его
индивидуальных особенностей.
3.7. Естественность процесса контроля и оценки – в целях снижения стресса и напряжения
обучающихся, контроль и оценка должны проводиться в естественных условиях.
3.8. Никакому оцениванию не подлежат следующие виды деятельности: темп работы
обучающегося на уроке; личностные качества школьников; своеобразие их психических
процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
4. Основные подходы к оцениванию предметного результата по учебным предметам
«Изобразительное искусство» и «Музыка»
4.1. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся включает в себя:
поурочное и тематическое оценивание по системе «зачёт – незачёт», которое
фиксируется учителем в журнале;
четвертное оценивание с выставлением результата в журнале «зачёт – незачёт» (если
преподавание предмета ведется 1 час в неделю при наличии не менее 3 зачётов);;
годовое оценивание с выставлением результата в журнале «зачёт» или «незачёт»,
учитывая результаты по четвертям;
по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» в аттестаты об
основном общем образовании вносится запись «зачтено». На основании заявления
родителей (законных представителей) (Приложение 2), в аттестат 9 класса по ИЗО и
музыке обучающемся могут быть выставлены оценки «3», «4», «5». Для выставления
оценки в аттестат будет учитываться средний балл за каждую четверть последнего года
обучения по данному предмету, который будет переведён в оценку и выставлена оценка
за год (в пользу ученика) по ИЗО за 7 класс, по музыке за 8 класс. Родителям (законным
представителям) необходимо предоставить заявление до 1 июня учебного года. На
основании заявления родителей (законных представителей) учитель выставляет оценку
и предоставляет документ комиссии по заполнению аттестатов.
4.2. «Зачтено» по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» обучающиеся
получают при выполнении следующих условий:
систематическое посещение занятий;
выполнение не менее 50% заданий, предложенных при текущем контроле (степень освоения
программного материала во время его изучения) и при выполнении тематических
проверочных работ (после изучения наиболее значительных тем программы):
Отметка в системе
Качество
Уровень
«зачтено / не зачтено»
освоения программы
достижений
85-100%
высокий
зачтено
75-85%
оптимальный
зачтено
50-75 %
допустимый
зачтено
меньше 50%
начальный
не зачтено
5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
5.1. Отношения между учителями, обучающимися, родителями (законными представителями)
обучающихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения строится по
принципу равноправного сотрудничества.
5.2. Каждый из участников сотрудничества имеет право на самооценку своей деятельности и
особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности
другим.
5.3. Права и обязанности обучающихся.
Обучающиеся имеют право:
на собственную оценку своих достижений и трудностей;
оценку своей работы учителем;
ошибку и время для её исправления;
участие в разработке критериев оценивания работы;
самостоятельный выбор уровня сложности заданий;
предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.
Обучающиеся обязаны:
проявлять по возможности оценочную самостоятельность в учебной работе;
осваивать способы осуществления самоконтроля и оценки своей деятельности.
5.4. Права и обязанности учителя.
Учитель имеет право:
иметь своё оценочное суждение по поводу работы обучающегося на уроке;
самостоятельно определять приемлемые для него формы учёта учебных
достижений обучающихся.
Учитель обязан:
соблюдать основные требования Положения;
соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности
обучающихся;
формировать у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки;
фиксировать динамику развития и обученности школьника только относительно его
собственных возможностей и достижений;
доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи
обучающихся.
5.5. Права и обязанности родителя (законного представителя).
Родитель (законный представитель) имеет право:
знать о принципах и способах оценивания достижений обучающихся;
получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребёнка;
получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и
трудностей в обучении ребёнка.
Родитель (законный представитель) обязан:
информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребёнка, с
которыми он сталкивается на учебном предмете.
6. Ответственность сторон
6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одним из участников
образовательных отношений другая сторона имеет право обратиться к администрации
школы в целях защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.
6.2. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта
являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения приказом директора
МБОУ Садковской ООШ.
7.2. Изменения и дополнения в данное Положение принимаются в составе новой редакции
Положения. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция
признается утратившей силу.
7.3. В случае обнаружения противоречия между настоящим Порядком и действующим
законодательством РФ, необходимо руководствоваться нормами действующего
законодательства РФ.
Приложение к «Положению о безотметочной системе оценивания предметного
результата по учебным предметам «Изобразительное искусство» и«Музыка» в МБОУ
Садковской ООШ
Директору МБОУ Садковской ООШ
Пащенко Л.И.
(ФИО родителя (законного представителя)
проживающего по адресу
тел.:
Прошу в аттестат об основном общем образовании моего сына (дочери)
___________________________________________________________________________________
(Ф.И.О ребенка),
обучающегося 9 класса по предметам «ИЗО», «Музыка» выставить отметки по оценочной системе в
виде «3», «4», «5».
(дата) / (подпись) (ФИО заявителя)