Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР,
вариант 7.2. (далее - Программа) МБОУ Садковской ООШ разработана в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом Федеральной
адаптированной образовательной программы
начального общего образования (далее
– ФАОП НОО).
Определение
данного варианта АООП НОО для обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его
комплексного обследования, с учетом
ИПРА.
Цель
Программы: обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи
Программы:
-
формирование
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально- личностное, интеллектуальное, физическое)
в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
-
достижение
планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся ЗПР с учетом их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
-
создание
благоприятных условий для удовлетворения особых образова- тельных потребностей обучающихся с ЗПР;
-
минимизация негативного влияния особенностей познавательной дея- тельности обучающихся с ЗПР для освоения ими ФАОП НОО;
-
обеспечение доступности получения начального общего
образования;
-
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
-
использование в
образовательном процессе современных образователь- ных технологий деятельностного типа;
-
выявление и
развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на
основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
-
участие
педагогических работников, обучающихся, их родителей (закон- ных представителей) и общественности в
проектировании и развитии внутриш- кольной социальной среды.
1.1.1. Принципы и подходы
к формированию Программы
Подходы к формированию АОП НОО для обучающихся
с ЗПР
В
основу реализации Программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации Программы предполагает учет особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР как неоднородной по
составу группы, отличающейся по возможностям освоения содержания образования.
Это обусловливает необходимость создания и реализации в рамках одного вариантов АОП НОО разработку и
реализацию индивидуальных учебных планов.
Применение дифференцированного подхода к созданию
и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности.
Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и учебной). Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, в
т.ч. за счёт специальных учебных
предметов, чем обеспечивается овладение содержанием образования.
Принципы формирования Программы:
а)
принципы государственной политики Российской
Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников);
б) принцип
учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
г) принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип;
е) принцип
преемственности, предполагающий при проектировании АОП НОО ориентировку на ФАОП основного общего
образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами
доступной им предмет-
но-практической деятельности, способами
и приемами познавательной и учеб- ной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением; и) принцип переноса
усвоенных знаний, умений,
навыков и отношений,
сформированных
в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном
мире;
к) принцип сотрудничества
с семьей;
л)
принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности
не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических
технологий.
Объем
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факто- ров
среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29.01.2021 г., регистрационный №
62296), действующими до 01.03.2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
Глав- ного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2020 г., регистрационный №
61573), действующими до 01.01.2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).