Программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на формирование благоприятного социально-психологического климата, профилактику травли и иных форм социально опасного поведения
02.09.2024
Цель программы:
создание комплексной психолого-педагогической системы профилактики буллинга как
условия обеспечения психологически безопасной образовательной среды через
организацию и проведение просветительских, диагностических, обучающих,
коррекционно- развивающих мероприятий с субъектами образовательного процесса
(обучающиеся, родители, педагоги, специалисты социально- психологической службы
школы).
Основные направления работы
02.09.2024
Основные
направления работы:
1. Работа с учащимися
- Цель: Формирование у учащихся навыков
конструктивного общения, эмоциональной саморегуляции и эмпатии, а также
создание культуры ненасилия.
- Задачи:
- Обучение навыкам бесконфликтного общения
и разрешения споров.
- Развитие эмоционального интеллекта и
эмпатии.
- Формирование толерантного отношения к
различиям между людьми.
- Обучение навыкам противодействия
буллингу (для жертв и наблюдателей).
- Методы:
- Тренинги и групповые занятия.
- Ролевые игры и моделирование ситуаций.
- Профилактические беседы и классные часы.
- Участие в школьных проектах и акциях
2. Работа с педагогами
- Цель: Повышение компетентности педагогов в
вопросах профилактики, выявления и реагирования на случаи буллинга.
- Задачи:
- Обучение методам выявления буллинга на
ранних стадиях.
- Разработка алгоритмов действий при
выявлении случаев буллинга.
- Обучение навыкам работы с агрессивными и
тревожными детьми.
- Формирование у педагогов навыков
создания благоприятного психологического климата в классе.
- Методы:
- Семинары и тренинги для педагогов.
- Разработка методических рекомендаций.
- Супервизии и консультации с психологами.
3. Работа с родителями
- Цель: Повышение осведомленности родителей
о проблеме буллинга и их вовлечение в процесс профилактики.
- Задачи:
- Информирование родителей о признаках
буллинга и его последствиях.
- Обучение родителей методам поддержки
ребенка, если он стал жертвой или агрессором.
- Формирование у родителей навыков
конструктивного взаимодействия с детьми.
- Методы:
- Родительские собрания и лекции.
- Индивидуальные консультации с
психологом.
- Распространение информационных материалов
(буклеты, памятки).
4. Создание безопасной
образовательной среды
- Цель: Формирование в школе атмосферы
взаимного уважения и поддержки, исключающей проявления буллинга.
-
Задачи:
- Разработка и внедрение школьных правил,
запрещающих буллинг и дискриминацию.
- Создание системы анонимного сообщения о
случаях буллинга.
- Организация школьных служб примирения
(медиации).
- Обеспечение контроля за поведением
учащихся в школе (на переменах, в столовой, на территории школы).
- Методы:
- Разработка локальных актов и правил.
- Внедрение системы "школьных
дежурных" или "конфликтных менеджеров".
- Проведение мероприятий, направленных на
сплочение коллектива.
5. Индивидуальная работа с
участниками буллинга
- Цель: Оказание психологической помощи
жертвам, агрессорам и наблюдателям буллинга.
- Задачи:
- Поддержка жертв буллинга: восстановление
самооценки, обучение навыкам самозащиты.
- Коррекция поведения агрессоров:
выявление причин агрессии, развитие эмпатии.
- Работа с наблюдателями: обучение навыкам
вмешательства и поддержки жертв.
- Методы:
- Индивидуальные консультации с
психологом.
- Групповая терапия.
- Разработка индивидуальных планов
коррекции поведения.
6. Мониторинг и оценка
эффективности
- Цель: Оценка изменений в школьном климате
и эффективности профилактических мер.
- Задачи:
- Регулярное проведение диагностики уровня
агрессии и конфликтности в школе.
- Анализ случаев буллинга и эффективности
принятых мер.
- Корректировка программы на основе
полученных данных.
- Методы:
- Анкетирование и опросы учащихся,
педагогов и родителей.
- Наблюдение за поведением учащихся.
- Анализ статистики по случаям буллинга.